Практическая Молекулярная Биология - главная страница.
 > Обучение > Контроль подготовки новичков.

Лаб-минимум.

В лаб-минимум вошли только те вопросы, которые касаются каждого, чем бы он ни занимался в лаборатории. Сдача идёт по типу зачёта без оценки. Контролируются все вопросы. Это в интересах как экзаменуемого (после этого можно реально работать а не утыкаться каждые полчаса в проблемы) так и экзаменатора (проще один раз проверить, чем несколько раз объяснить).

    Нужно знать.

    Авт. пипетка.

    - как можно и как нельзя класть пипетку;
    - для каких растворов ей можно пользоваться, а для каких нет;
    - что делать, если внутрь попала вода/раствор;
    - какие 1ml (200 µl) типчики для чего используются;

    Расчёт растворов.

    - как по каталожному номеру определить вещество;
    - где можно найти молекулярные веса веществ;
    - что такое "M", "mol", "% v/v", "% w/w", "% w/v";
    - знать наизусть кратные и дольные приставки (M, k, ,m, µ, n, m, p, f, a);
    - (очень желательно) что такое ионная сила;

    Приготовление растворов.

    - какие реактивы можно взвешивать только под тягой;
    - при работе с какими реактивами требуется повышенная осторожность (в смысле загрязнения лаборатории);
    - как отсыпать слежавшийся реактив;
    - как можно очистить (простерилизовать) раствор;

    Пластик.

    - какие типы пластика имеются в лаборатории, что из чего сделано;
    - какой пластик что выдерживает;

    Весы.

    - пределы измерения;
    - как понять, сколько груза ещё можно положить;
    - как приводить в порядок;

    pH meter.

    - как хранить электрод;
    - что такое pH, свободно ориентироваться, что будет с pH, если добавить кислоту/щелочь;
    - (очень желательно) что такое буферный раствор;
    - (очень желательно) помнить, что происходит с pH буфера Tris HCl при повышении/понижении температуры;

    Стерильная работа под ламинаром.

    - правила работы;
    - порядок (что за чем) работы;

    Агарозный гель-электрофорез.

    - от какого полюса к какому идёт ДНК, почему;
    - в чем измеряется размер ДНК, как пересчитать из одной концентрации в другую;
    - как прикинуть (по красителям) где находится фрагмент известного размера;

    Работа с ферментами.

    - порядок работы с пробиркой, содержащей фермент;
    - где искать определение единицы активности фермента;

    Клонирование.

    - как оценить, сколько ДНК нужно взять на клонирование;
    - определение единицы активности рестриктазы;
    - как можно определить, в каком буфере работает данная рестриктаза;
    - как разрезать двумя рестриктазами (совместимыми/несовместимыми по буферам);
    - где найти информацию о том, возможно ли инактивировать теплом данную рестриктазу;
    - где найти информацию о том, имеет ли смысл увеличение времени реакции;
    - где найти информацию о том, на каком расстоянии от конца фрагмента нужно расположить сайт рестрикции, чтобы рестриктаза "резала" нормально;

    Где что находиться, кто за что отвечает.

    - где находятся стоки реактивов (склад пластика, шкафы на NT, среды, +4oC);
    - какие буфера общие, где они находятся;
    - где лежат типы, эппендорфы;
    - где лежат стерильные типы, эппендорфы, 17ml пробирки, зубочистки, петли, шпатели;
    - где лежат гребёнки и плашки для электрофореза;
    - где лежат адаптеры для центрифуг;
    - где можно найти плотики для водяных бань;
    - где можно найти магнитные мешалки;
    - куда и как складывать грязную посуду;
    - где находится холодная комната, какие столы наши;
    - где ещё есть автоклавы;
    - где находится сухожарка, как пользоваться;
    - "мушиная" комната,

    * куда можно ставить наши ящики;
    * к кому обращаться, если возникли проблемы;
    * как заказывать корм для мух, где и как хранить полученные ящики с кормом;

    - где находится "зверинец";
    - куда обращаться, если возникли проблемы с электричеством, водой;
    - когда приезжает жидкий азот (у кого узнавать), какой Дюар обычно сносится, куда;

    Нужно уметь.

    Компьютер.

    "Windows", "MS Word", "Vector NTI", "Kodak camera", "Практ. мол. биол.", "Current Protocols on CD";

    Авт. пипетка.

    - различать "на глаз" (не глядя на этикетку) 1ml, 200µl, 20µl, 10µl пипетки;
    - определять "на глаз" объём жидкости в жёлтом и синем типчиках;
    - продемонстрировать работу с водой при комнатной температуре и с 50% раствором глицерина (вроде как фермент) при -20oС;

    Пластик.

    - различать по крайней мере полипропилен или нет;

    Расчёт растворов.

    - рассчитать приготовление раствора;
    - уметь пересчитать "% (всякие)" в "M" и обратно;

    Приготовление растворов.

    - приготовить среду для бактерий;
    - пользоваться компьютерным списком реактивов;

    Стерильная работа под ламинаром.

    - включить, выключить вентилятор, свет;
    - пользоваться UV;
    - разлить среду по 4.5ml в 17ml стеклянные пробирки "на глаз";
    - залить чашку LB/A,T,X,I;
    - замотать чашку Петри парафильмом;
    - растереть стеклянным шпателем 100µl бактериальной суспензии;
    - продемонстрировать стерильную работу с "выкалыванием бактерий зубочисткой и платиновой петлёй" и "растиранием бактерий шпателем";

    Агарозный гель-электрофорез.

    - мыть камеру;
    - залить плашку;
    - уверенно наносить образец в лунку;
    - определять "на глаз" количество окрашенной EtBr ДНК;

    Клонирование.

    - поставить рестрикцию;

    Приборы и оборудование.

    весы:

    - взвешивать;
    - снимать и ставить на место чашку и верхнее покрытие;

    настольная центрифуга:

    - пользоваться адаптерами для 0.5ml и 0.2ml пробирок;
    - расставить "равновесно" 2, 3, 5 пробирок;

    большая центрифуга:

    - ввести программу;
    - уравновесить бакеты;

    источники тока (кроме высоковольтных):

    - включать, выставлять нужное напряжение, выключать;
    - устанавливать режимы стабилизации по току, напряжению, мощности(?), время работы;

    водяные бани:

    - мыть, заливать новую воду;
    - устанавливать и контролировать температуру;

    магнитные мешалки:

    - как их доставать из "стока";
    - пользоваться, регулировать скорость вращения;
    - доставать из банки снаружи большим магнитом;

    термошейкер бактериальный:

    - устанавливать температуру;
    - устанавливать скорость качания;

    термошейкер настольный:

    - устанавливать и контролировать температуру;
    - устанавливать скорость качания;

    вортекс:

    - уметь пользоваться двумя режимами работы;

    UV-кросслинкер:

    - уметь пользоваться;

    дистилляторы:

    - включать;
    - выключать;

    mQ:

    - уметь пользоваться;

    автоклав:

    - уметь пользоваться;

    pH-метр:

    - проводить калибровку;
    - измерять pH;
    - споласкивать электрод между измерениями;
    - (желательно) пользоваться температурным компенсатором;

    Прочее.

    - завернуть без складок влажный листочек бумаги (вместо нейлоновой мембраны) в SaranWrap;


"Практическая Молекулярная Биология" http://molbiol.edu.ru
e-mail: pmb@molbiol.edu.ru


Rambler's Top100